Гі Поупарт Гі Поупарт, Люксембург

Народився у Люксембурзі, де отримав перші заняття з органу у Карло Гоммеля, теперішнього домського органіста. Навчався у Музичный академії у Цюріху в органному класі Р. Шайдеґера, пізніше у Б. Білетера. Одночасно навчався у Вищому технічному інституті Цюріхa (ЕТH lat.), як хімік. Після закінчення цієї освіти, Ґі робить вибір присвятити себе музиці, і у 1996 році отримує концертний диплом з відзнакою як органіст.
Свою виконавську майстерність Ґі Поупарт вдосконалює, беручи участь у майстеркласах у Ж.-К. Цендера, Л. Ломана, З. Сатмарі та Б. Вінземіуса. За станом здоров`я мусiв у останні 10 років звести концертну діяльність до мінімуму. У цей час він переселяється до Норвегії, де отримує освіту хорового диригента у місті Осло у Г. Педерсен та Є. Ґ. Йорґенсена. Бере участь зі своїм хором та отримує нагороди на міжнародних конкурсах у Ріва Дель Ґарда (Італія) та Сліґо (Ірландія). Від недавнього часу Ґі Поупарт знову почав інтенсивно концертувати, як органіст. Поряд з традиційними органними творами музиканта особливо цікавить сучасна музика.
10.07.2011 - Концерт Гі Поупарт     >>






 

На концерт малоизвестного органиста из Норвегии, уроженца и гражданина Люксембурга, пришло не так много слушателей, как хотелось бы, и, как оказалось, те, кто испугался навалившейся духоты и надвигающейся грозы, много потеряли! Органист оказался превосходный, а его программа сплошь состояла из неслыханных (во Львове) произведений. И представленные композиторы были не традиционные органные, а органные, но редко фигурирующие в концертных программах.
Токката ми мажор Йоганна Людвига Кребса. Несмотря на то, что собрание сочинений Кребса насчитывает 11 томов, его музыку не часто можно услышать вживую, хотя его по праву можно назвать учеником, последователем и соратником Иоганна Себастьяна Баха. Пожалуй, никогда еще во Львове органный концерт не начинался Токкатой (а токката — инструментальная пьеса быстрого, чёткого движения равными короткими длительностями), исполняемой в педали! Около трех минут длится этот музыкальный виртуозный эпизод, после которого стало понятно, какого уровня органист предстал (предсел) перед слушателями. Не бывает органистов, блестяще играющих ногами и плохо играющих руками, хотя бывает наоборот, потому что качество игры ногами определяется не подвижностью ног, туловища, т.е. не периферией, а, прежде всего, центральным процессорным устройством — мозгом, т.е. общей подготовленностью органиста + его координированностью. И Поупарт блестяще показал себя, чем произвел впечатление, близкое к восхищению.
Органный цикл «Король инструментов» Уильяма Олбрайта, прежде всего, напомнил, что другую пьесу этого композитора два года назад исполняла Лаура Уимет из США. Интересный, много пишущий композитор, этот Олбрайт! И произведения у него яркие, очень по-американски артистичные. Цикл «Король инструментов» — рассказ- путешествие по органу с демонстрацией его возможностей и многих регистров. Пьеса сопровождается поэтической декламацией (в концерте звучала на языке оригинала и в переводе на украинский язык — читали Андреас Шмидт и ведущая Ольга Жаровская). Прекрасное, живое произведение, в котором есть эпизоды мелодий, написанные в классическом стиле, в стиле блюза, самбы, с использованием только педали, или манулов, отдельных регистров: язычковых, лабиальных, штрайхов, флейт, принципалов — весь тот органный арсенал, который мало ведом широкой публике, но который ежеконцертно используют органисты (не афишируя этого).
Почти всегда слушатели позитивно относятся ко всем национальным проявлениям органистов и, как правило, такие проявления интересны и расширяют музыкальные горизонты. Ги Поупарт познакомил слушателей с тремя такими произведениями композиторов тех стран, оттуда он родом и где проживает — Поля Бенуа, монаха из Люксембурга, и современного норвежского композитора Е. Говланда. От Бунуа прозвучали два литургических произведения, а между ними «Пение моря» Говланда — первая часть большой поэмы о норвежском море, в которой слышен шум холодного прибоя, накатывающие волны и постоянное бурление.
(Заметим, что похожий прием «разбавить» два стилистически похожих произведения — две пьесы М.Чюрлениса Прелюдией и фугой Глазунова — применял в этом фестивале Т.Багинец. Видимо, органисты первыми среди музыкантов почувствовали влияние времени: нельзя долго удержать внимание слушателя на похожей музыке — столь разорвано, фрагментировано восприятие в сегодняшнем мире, требующем быстрого переключения — впрочем, это лишь предположение).
А завершил программу Ги Поупарт великолепным исполнением Третьей сонаты Августа Готфрида Риттера, современника С.Франка и Ф.Листа, но первопроходца, который ввел органную сонату в композиторскую практику. Из четырех его, Риттера, сонат прозвучала третья (opus 23), но многие слушатели не отказались бы прослушать в этом исполнении все четыре сонаты этого композитора. А это кое-что говорит об исполнителе!
Таким, вроде бы простым по структуре, судя по программе был этот концерт, но более 80 минут непрерывной, разнообразной, сложной в исполннии музыки пролетели в одно мгновение ока!