Тарас Багінець Тарас Багінець, Росія

Народився у 1975 році. Закінчив Харківський інститут мистецтв в 1988 р як піаніст і органіст у проф. Юшкевича С.Ю. Удосконалював майстерність у провідних європейських професорів: Х. Вальтера (Німеччина), М. Радулеску (Австрія), Г. Фагіуса (Швеція), З.Сатмарі (Німеччина), Л. Ломанна (Німеччина). У 1996-2002 – соліст Харківського Будинку органної та камерної музики, з 2002 року – Свердловської Державної Академічної філармонії. (Єкатеринбург, Росія).
Серед його досягнень – участь у численних міжнародних органних конкурсах, перемоги та здобуття звання лауреата, серед яких Міжнародний конкурс органістів у Санкт-Петербурзі (2005) - I премія, Міжнародний конкурс органістів ім. М. Тарівердієва (Москва-Гамбург-Калінінград, 2005) - II премія, Спеціальний приз конкурсу ім. М.К. Чюрльоніса за краще виконання творів литовських композиторів (Вільнюс, 2007), П'ятий Всеросійський конкурс органістів (Казань, 2007) - I премія, Міжнародний конкурс органістів ім. А.Ф. Гедіке (Москва, 2008) - II премія.
Т. Багінець – один з найбільш активно гастролюючих органістів в Росії. Його концертні маршрути охоплюють практично всі міста Росії і країн СНД. Серед творчих досягнень органіста – успішні виступи у престижних залах Німеччини, Франції, Італії, знаменитих соборах Європи на історичних органах минулих століть. З 2011 року він арт-директор міжнародного фестивалю "Bach-fest" у Єкатеринбурзі.
Крім виконавської та організаторської діяльності Т. Багінець виступає в якості експерта з органобудування під час реконструкції історичного органа в Донецьку (2008) та створенні нового органа для Харківської філармонії (2010).
Музикантом записано декілька компакт-дисків: «Й. С. Бах» із записом органа Харківського будинку органної та камерної музики – 2000 р., «Золота епоха органної музики. Німеччина» із записом органа Свердловської філармонії – 2005 р. Новий аудіо-проект "І. С. Бах. Лейпцигські фантазії".
25.06.2011 - Концерт Тараса Багинца, Россия     >>


 

В фестивале этого года Тарас Багинец представлял Россию, хотя сформировался как органист в Украине, и следовало бы в афише и программке написать: «Т.Багинец, Украина-Россия». Он не принадлежит к воспитанникам киевского органного класса Арсения Котляревского, который во львовских концертах и фестивалях представляли Галина Булыбенко, Ирина Калиновская, Ольга Дмитренко, Владимир Кошуба, Валерий Коростелев, Виталий Пивнов. Тарас Багинец — воспитанник совсем других учителей и традиций — он закончил Харьковский институт искусств, был солистом Харьковского дома органной и камерной музыки, а в настоящее время работает в Екатеринбурге, являясь солистом Свердловской филармонии.
Удачное расписание его концертного графика в Европе позволило согласовать по времени участие во львовском фестивале, и в завершение своей длительной месячной концертной поездки он из Франции, через Германию и Польшу приехал во Львов.
С первых же нот его исполнения (программу см. на странице http://www.organy.lviv.ua/fest/program/) можно было убедиться во всех тех отзывах о нем, которые можно прочитать в прессе и Интернете после его участия в многочисленных органных конкурсах и концертах. Игра этого крепкого телосложения, с большими и сильными руками органиста оказалась такой же основательной, «крепко сшитой» без изъянов в виртуозности. В первой же Pièce d'orgue (Fantasie) G-Dur (BWV 572) И.С. Баха он применил интересный прием, которого нет у других исполнителей этой фантазии. Достаточно быструю прелюдию, звучащую около 2 минут, органисты исполняют обычно на одном постоянном наборе регистров, что дает постоянную громкость, а Т. Багинец этот же эпизод сыграл с настолько ярким чередованием форте и пиано, но с одинаковой звуковой окраской. Такой эффект на органе достигается непросто и требует использования разных, но очень тщательно подобранных регистров. Уже на этой второй минуте стало ясно, что перед слушателями большой мастер. Впрочем, дальнейший ход концерта только подтвердил это предварительное впечатление…
Как известно, Т. Багинец является одним из лучших интерпретаторов произведений Чюрлёниса: на конкурсе его имени в 2007 г. он получил специальный приз за лучшее исполнение произведений литовских композиторов. Как и живопись этого художника и композитора, его пьесы прозвучали воздушно, прозрачно и красочно — трудно сказать, заслуга тому — опыт восприятия картин Чюрлениса или мастерство исполнителя? А то необычное построение программы, в которой два произведения Чюрлениса были разделены Прелюдией и фугой ре минор Глазунова, лишь оттенило достоинства произведений обоих композиторов. Обычно несколько занудная фуга Глазунова получила у Багинца неожиданную привлекательность и даже очаровательность. (Вот чем полезно иногда посещать «живые» органные концерты хороших исполнителей!)
Пожалуй, наибольшие аплодисменты слушателей и их энтузиазм вызвало исполнение Пассакалии из оперы «Катерина Измайлова» Дмитрия Шостаковича. Тяжелое, мрачное, с драматургической закваской произведение, великолепное по своему построению и мелодизму, в переложении для органа прозвучало основательно и с трагизмом. После концерта исполнитель признался, что не очень любит исполнять современную музыку, но в отношении этого композитора и этого произведения невозможно устоять. Хочется пожелать побольше таких изумительных и точных исключений в будущих программах Тараса Багинца!
В этом году повсеместно отмечается 200-летие со дня рождения Ференца Листа. В органных произведениях Листа очень хорошо видна его самобытность, стремление к поиску новых путей выражения звука, богатство фантазии, смелость и новизна приёмов. Органисты охотно включают его творения в свои концерты потому — они дают простор исполнителям в выражении и безусловно красивы. Пожалуй, в этой листовской стихии Т. Багинец смог наиболее полно раскрыться эмоционально, когда верх в исполнителе берет не профессионализм и подготовленность, а чувство и эмоция, выражение которых подкреплено этими самыми профессионализмом и подготовленностью. Если в «Папском гимне» исполнитель сумел передать сакральный характер произведения, торжественность, всеобъемлемость церкви, то в «Аve, Maria» звучали возвышенность и задушевность. Среди органных произведений Листа наиболее часто исполняемым является «Прелюдия и фуга на тему В-А-С-Н». Это другая «баховская» Токката ре минор, только Ференца Листа. Безусловно, трудно находить в этом игранном-переигранном произведении новые черты и нюансы, но зато весьма интересно слушателям слышать новые интерпретации. Т. Багинец блестяще справился с задачей. Слушать его исполнение было и приятно и интересно. Этот концерт был первым в серии концертов фестиваля, потому, видимо, реклама и средства Интернета еще не в полной мере сумели достичь внимания потенциальных слушателей. Хотелось бы, чтобы первые концерты ежегодного фестиваля посещало больше почитателей – они, как правило, достойны того!